Комментарии к СТ 161 ЖК РФ
Статья 161 ЖК РФ. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом
Комментарий к статье 161 ЖК РФ:
1. Комментируемая статья открывает раздел ЖК РФ, посвященный регулированию отношений, складывающихся в процессе управления многоквартирными домами.
Следует отличать управление жилищным фондом как социальным благом, в сферу которого входят вопросы использования жилища, организации эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками ресурсов и т.п. (см.: п. 1.8 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" // РГ. 2003. 23 окт.), и управление многоквартирными домами как недвижимым имуществом, в сферу которого входят вопросы организации пообъектного управления главным образом общим имуществом собственников помещений (см. коммент. к ст. ст. 36, 39 ЖК РФ). Для управления жилищным фондом характерна исполнительная и распорядительная деятельность органов публичной власти. В схеме управления многоквартирными домами доминирует так называемая хозяйственная деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, например управляющих организаций. Используемая в ЖК РФ модель управления многоквартирными домами базируется на принципах государственной политики в жилищной сфере, закрепленных в разд. II Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425 (в ред. Указа Президента РФ от 27 мая 1997 г. N 528) (СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2131; N 22. Ст. 2568). Согласно указанной Концепции в основу управления могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
2. Первые попытки наладить систему управления многоквартирными домами восходят к Закону РФ 1992 г. "Об основах федеральной жилищной политики" (Ведомости РФ. 1993. N 3. Ст. 99), правилами которого в юридический обиход вводилось понятие "кондоминиум". Первоначально указанным понятием обозначали товарищество собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Кондоминиумы, по смыслу первой редакции указанного Закона, наделялись правом управления многоквартирными домами.
Нормы о кондоминиуме, содержащиеся в Законе РФ "Об основах федеральной жилищной политики", были развиты во Временном положении о кондоминиуме, утвержденном Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г. N 2275 (Собрание актов РФ. 1993. N 52. Ст. 5079). По смыслу названного Положения кондоминиумом предлагалось считать объединение собственников, которые, получив статус домовладельцев, составляли товарищество собственников. Членами товарищества ipso jure автоматически становились все собственники недвижимого имущества, расположенного в границах единого комплекса.
На смену Временному положению о кондоминиуме пришел Федеральный закон 1996 г. "О товариществах собственников жилья" (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2963). Новый нормативный правовой акт отвечал более высоким технико-юридическим стандартам, хотя в нем и встречались не вполне корректные правила, в том числе и такие, которые был вынужден поправлять Конституционный Суд РФ (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. N 10-П // СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1794).
В ЖК РФ предпринята очередная попытка оптимизации системы управления многоквартирными домами, которая отличается от предшествующих вариантов управления значительно большим количеством бюрократических процедур.
3. В части 1 коммент. ст. формулируются требования к управлению многоквартирным домом. Указанные требования должны выдерживаться вне зависимости от способа управления и его характера (профессиональное или непрофессиональное управление). Новая редакция ч. 1 коммент. ст. содержит расширенный перечень требований к надлежащему состоянию общего имущества собственников помещений и его эксплуатации.
Состав необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и порядок их оказания определены, в частности, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (РГ. 2011. 1 июня) и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3680).
4. Часть 2 коммент. ст. содержит нормы, обязывающие собственников помещений в многоквартирном доме выбрать конкретный способ управления и определяющие три таких способа. Обязанность по выбору способа управления возлагается на собственников как жилых, так и нежилых помещений и вне зависимости от принадлежности помещения к частной или публичной форме собственности.
В отличие от ранее действовавшего законодательства (см. п. 2 ст. 20 Федерального закона "О товариществах собственников жилья") правилами ч. 2 коммент. ст. вводятся два частных способа управления, а именно: управление жилищным кооперативом или иным специализированным жилищным кооперативом. Кроме того, перечень способов управления, установленный в коммент. ст., является закрытым и не может, как то предусматривалось ранее действовавшим законодательством, быть расширен федеральными законами и законами субъектов РФ.
Выражение "выбрать один из способов управления" свидетельствует о том, что совмещение нескольких способов управления не допускается. В то же время анализ ч. 1 ст. 137 в его взаимосвязи с правилами ст. 162 ЖК РФ и ч. 1 коммент. статьи показывает, что управленческие функции товарищества собственников жилья и управляющей организации могут пересекаться, например, в части обеспечения благоприятных условий проживания.
Комментируемая статья дополнена с 18 июня 2011 г. ч. 2.1, в которую включены нормы, возлагающие на лиц, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающих холодное и горячее водоснабжение и осуществляющих водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), ответственность за выполнение своих договорных обязательств перед собственниками помещений в многоквартирном доме, избравшими способ непосредственного управления.
Комментируемая статья дополнена с 18 июня 2011 г. ч. 2.2, в которую включены нормы, возлагающие на товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с установленными требованиями.
Комментируемая статья дополнена с 18 июня 2011 г. ч. 2.3, в которую включены нормы, устанавливающие ответственность управляющей организации перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех подлежащих исполнению услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
5. Часть 3 коммент. ст. содержит правило, устанавливающее компетенцию общего собрания собственников помещений по выбору способа управления. Указанное правило перекликается с нормой, закрепленной в п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и устанавливающей компетенцию общего собрания (см. комментарий к ст. 44 ЖК РФ).
Выбор способа управления, а равно изменение выбранного способа должны оформляться решением общего собрания, принимаемым в порядке, установленном ст. 46 ЖК РФ (см. коммент. к ст. 46 ЖК РФ), т.е. большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений. Решение собрания облекается в письменную форму в виде протокола. При этом решение общего собрания собственников помещений может быть принято как на обычном собрании (с присутствием собственников), так и путем проведения заочного голосования (см. коммент. к ст. 47 ЖК РФ).
6. Второе предложение ч. 3 коммент. ст., по существу, повторяет правило, закрепленное в ч. 5 ст. 46 ЖК РФ. Указанное правило легализует, причем не вполне с юридической точки зрения корректно, возможность понуждения условного меньшинства независимых субъектов условным их большинством. Фактически же может сложиться ситуация, когда три четверти собственников (по голосам) обязаны подчиниться одной четверти (см. ч. 3 ст. 45 ЖК РФ и ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
7. В части 4 коммент. ст. содержится правило, устанавливающее последствия неизбрания способа управления многоквартирным домом или неисполнения принятого решения о выборе того либо иного способа. Таким последствием является открытый конкурс по отбору управляющей организации, проведение которого возлагается на орган местного самоуправления. Крайние сроки выбора способа управления многоквартирным домом смещались с 1 марта 2006 г. на 1 января 2007 г. (см. коммент. к ст. 18 Вводного закона и письмо Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. N 14314-РМ/07 "О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом" // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2007. N 1).
Порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации определен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 (с изм. от 18 июля 2007 г.) (СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 786; 2007. N 30. Ст. 3943).
Модель проведения конкурса, предложенная законодателем, носит административный характер, поскольку собственникам помещений как бы навязывается та либо иная управляющая организация. С одной стороны, это вынужденная мера, с другой - орган местного самоуправления сложно признать надлежащим по смыслу правил ст. ст. 445 - 447 ГК РФ организатором конкурса, главным образом из-за отсутствия у него каких-либо прав на общее имущество многоквартирного дома.
8. Во втором предложении ч. 4 коммент. ст. упоминается еще один случай проведения конкурса по отбору управляющей организации. Указанный случай касается неизбрания собственниками помещений способа управления многоквартирным домом или неисполнения принятого решения о выборе того либо иного способа управления в период действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам первого открытого конкурса.
9. Согласно п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, который развивает ч. 4 коммент. ст., конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 ЖК РФ;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (см.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2008 г. Дело N Ф03-А51/08-1/616 // Информационная система "Кодекс").
10. Конкурс проводится на право заключения договоров управления многоквартирным домом либо на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами. Согласно п. 6 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случае, если проводится конкурс на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами, общая площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в таких домах не должна превышать 100 тыс. кв. м и такие дома должны быть расположены на граничащих земельных участках, между которыми могут располагаться земли общего пользования.
11. Орган местного самоуправления, являющийся организатором конкурса, вправе привлечь на основе договора специализированную организацию для осуществления функций по проведению конкурса, включая разработку конкурсной документации, опубликование и размещение извещения о проведении конкурса и иных связанных с обеспечением проведения конкурса функций. При этом на специализированную организацию не могут быть возложены полномочия по созданию конкурсной комиссии, определению объекта конкурса, установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, перечней обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения в отношении объекта конкурса и определению других существенных условий договора управления многоквартирным домом, подготовке проекта договора управления многоквартирным домом, утверждению конкурсной документации, определению условий конкурса и их изменению.
12. Выбор специализированной организации осуществляется организатором конкурса путем проведения торгов. Торги по выбору специализированной организации осуществляются в соответствии с процедурами, которые установлены правилами, закрепленными в Федеральном законе "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105). При осуществлении функций по проведению конкурса специализированная организация действует от имени организатора конкурса и при этом права и обязанности возникают у организатора конкурса. Организатор конкурса несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, связанных с проведением конкурса и совершенных в пределах полномочий, переданных ей организатором конкурса на основе договора.
13. В части 5 коммент. ст. содержатся нормы, обязывающие орган местного самоуправления уведомить всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах конкурса по отбору управляющей организации и об условиях договора управления этим домом. Указанные условия договора не играют роль оферты направляемой стороне, для которой заключение договора является обязательным. Офертой будет являться проект договора управления многоквартирным домом, направляемый победителем конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса собственнику помещения. Последний по смыслу правила, закрепленного в ч. 1 ст. 445 ГК РФ, должен в течение 30 дней со дня получения проекта договора рассмотреть их и направить победителю конкурса извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора). При этом победитель конкурса, получивший от собственника помещения протокол разногласий к проекту договора, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого протокола. Если собственник помещения уклоняется от заключения договора управления многоквартирным домом, победитель конкурса (управляющая организация) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить указанный договор. Собственник помещения, уклоняющийся от заключения договора, должен возместить управляющей организации причиненные этим убытки.
14. Если победитель конкурса (управляющая организация) согласует с кем-либо из собственников помещений акцепт оферты на иных условиях, согласование аналогичных условий потребуется и от других собственников помещений многоквартирного дома. В противном случае не будет выполнено требование законодателя об одинаковых условиях договора управления многоквартирным домом, закрепленное в ч. 4 ст. 162 ЖК РФ.
15. В части 6 коммент. ст. содержится норма, обязывающая орган местного самоуправления принять меры по созыву очередного либо внеочередного общего собрания собственников помещений для решения вопроса о добровольном выборе способа управления многоквартирным домом, если такое решение не было принято ранее. Выражение "не было принято ранее" означает, что орган местного самоуправления не обязан и не вправе по смыслу коммент. ст. созывать общее собрание собственников помещений, если принятое общим собранием решение о выборе способа управления не было реализовано.
Общее собрание собственников помещений подлежит созыву не позднее чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом. Указанный срок может составлять от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 162 ЖК РФ).
16. В части 7 коммент. ст. закреплена норма, предоставляющая собственнику помещения право на обращение в суд с требованием об обязывании органа местного самоуправления выбрать управляющую организацию. Указанное право может быть реализовано, если собственниками помещений в многоквартирном доме не будет в установленные законом сроки выбран способ управления или принятое решение о выборе способа управления не будет исполнено.
17. В части 8 коммент. ст. сформулировано правило, устанавливающее случай заключения договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации. Таким случаем считается признание указанного конкурса несостоявшимся. Единственным основанием признания открытого конкурса по отбору управляющей организации несостоявшимся является участие в этом конкурсе только одного участника (п. 5 ст. 447 ГК РФ).
Признание судом открытого конкурса недействительным не является основанием заключения договора управления многоквартирным домом без проведения такого конкурса.
18. Часть 9 коммент. ст. содержит норму, устанавливающую запрет на управление многоквартирным домом более чем одной управляющей организацией. Указанная норма перекликается с ранее действовавшим правилом абз. 3 ст. 22 ЖК РСФСР, согласно которому жилой дом мог эксплуатироваться только одной жилищно-эксплуатационной организацией.
19. В субъектах РФ могут приниматься нормативные акты, конкретизирующие Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Так, в Санкт-Петербурге Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2008 г. N 4 утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в Санкт-Петербурге (Информационный бюллетень администрации Санкт-Петербурга. 2008. N 3).
20. Часть 10 коммент. ст. содержит правило, обязывающее управляющую организацию обеспечить доступ собственников жилья к различного рода информации, характеризующей деятельность указанной организации. Такая информация должна предоставляться в соответствии со стандартом раскрытия информации. В настоящее время действует стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 5064). Согласно указанному стандарту под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. При этом управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
- общую информацию об управляющей организации;
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
- сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством РФ судебном порядке.
Действие указанного стандарта распространяются не только на управляющие организации, но и на товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
21. Пункт 11 коммент. ст. содержит норму, устанавливающую круг лиц, ответственных за предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома.
Порядок предоставления указанных услуг и круг ответственных за их предоставление лиц определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (РГ. 2011. 1 июня).
22. В части 12 коммент. ст. закреплены нормы, запрещающие субъектам, осуществляющим управление многоквартирными домами, а равно собственникам помещений отказываться от заключения договоров на некоторые виды коммунальных услуг. При этом управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров в соответствии с правилами, установленными разд. 3, 12, 13, 14, 15 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, а собственники помещений, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом от своего имени, - от договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
23. В части 13 коммент. ст. формулируются условия, при наличии которых орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для целей управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
- разрешение на строительство;
- акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
- документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
- документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); - схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
- заключение органа государственного строительного надзора (в случае если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75 (СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 786).
24. В части 14 коммент. ст. формулируется правило, определяющее предположительно фигуру, призванную к управлению построенным многоквартирным домом до заключения договора управления между застройщиком и управляющей организацией. По смыслу указанного правила, редакция которого не позволяет объяснить то, что намеревался сказать законодатель, дом может остаться без управления, если застройщик не отвечает требованиям, предъявляемым к деятельности по управлению многоквартирными домами.
25. Часть 15 коммент. ст. содержит указание на физические границы ответственности ресурсоснабжающих организаций по обеспечению надлежащего качества поставляемых ресурсов. Под ресурсами в данном случае следует понимать коммунальные ресурсы, которые включают холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, природный газ, используемые для предоставления коммунальных услуг.
26. В части 16 коммент. ст. закреплена норма, обязывающая лицо, несущее ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обеспечить надлежащее состояние указанного имущества. Это состояние должно быть не ниже уровня, необходимого для предоставления коммунальных услуг, качество которых не должно страдать вследствие технических проблем, связанных с общим имуществом.