Комментарии к СТ 161.1 ЖК РФ
Статья 161.1 ЖК РФ. Совет многоквартирного дома
Комментарий к статье 161.1 ЖК РФ:
1. С 18 июня 2011 г. ЖК РФ пополнился новым институтом, именуемым советом многоквартирного дома. Название коммент. ст. представляется не вполне корректным, поскольку у любого объекта недвижимости никакого совета, равно как и одушевленного органа управления, быть не может. С позиций здравого смысла этот совет следовало бы назвать советом жителей или советом собственников помещений. Появление указанного института в предметном поле жилищного законодательства свидетельствует об очередной попытке государства активизировать граждан, не желающих или не способных по разным причинам заниматься управлением многоквартирными домами, в которых они являются собственниками помещений, а также поставить их под контроль профессиональных управленцев, которые заведомо будут диктовать собственникам выгодные для себя условия.
По своей сути совет многоквартирного дома является аналогом правления товарищества собственников жилья или жилищного кооператива, но действует там, где жилищных объединений граждан в форме юридических лиц не создано.
2. В части 1 коммент. ст. содержится предписание, обязывающее собственников помещений в многоквартирном доме, который не управляется ни одним из жилищных объединений, избрать из своего состава совет многоквартирного дома. Указанное предписание представляется не вполне оправданным с точки зрения его обязывающего характера. Было бы предпочтительнее наделить собственников помещений правом на избрание из своего состава соответствующего совета.
Буквальное толкование первого предложения ч. 1 коммент. ст. в его системной взаимосвязи с правилами ст. 164 ЖК РФ показывает, что совет дома должен быть избран и при осуществлении непосредственного управления таким домом, если последний состоит из более чем четырех квартир. Четырех и менее квартирные дома, вне зависимости от количества помещений в них, не обязаны избирать совет дома.
Совет многоквартирного дома избирается на общем собрании собственников помещений, проводимом по правилам, установленным нормами ст. ст. 44 - 46 коммент. закона.
3. В части 3 коммент. ст. определено юридически значимое последствие непринятия решения об избрании совета многоквартирного дома или нереализации принятого решения о таком избрании. Таковым последствием является принудительный по существу созыв органом местного самоуправления общего собрания собственников помещений, результаты голосования на котором далеко не предсказуемы.
Календарный год для принятия решения об избрании совета дома в добровольном порядке истекает 18 июня 2012 г.
4. Норма, сформулированная в части 3 коммент. ст., означает, что каждый дом, не управляемый товариществом или жилищным кооперативом, должен иметь свой совет, образованный из числа собственников помещений в данном доме.
5. В части 4 коммент. ст. содержатся рекомендации, ориентирующие собственников помещений на верный, по мнению законодателя, количественный состав членов совета многоквартирного дома. При этом профессиональные навыки того или иного собственника помещения значения, видимо, не имеют. Представительство в совете от имени собственников не предусмотрено.
6. Часть 5 коммент. ст. содержит нормы, очерчивающие круг обязанностей совета многоквартирного дома. В содержательном плане исполнение установленных законодателем обязанностей, как представляется, не под силу обычным гражданам, не являющимся профессионалами в той либо иной сфере деятельности.
7. В частях 6 и 7 коммент. ст. сформулированы правила, на которые следует опираться при избрании председателя совета многоквартирного дома и установлении границ его компетенции.
8. Полномочия председателя совета многоквартирного дома очерчены в ч. 8 коммент. ст. Указанные полномочия сводятся в основном к ведению договорной работы, что делает председателя-любителя заведомо более слабой стороной в отношениях с профессиональными юристами ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Юридическая поддержка деятельности председателя совета, равно как и совета многоквартирного дома в целом, правилами коммент. ст. не предусмотрена. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по смыслу правил, закрепленных в ст. 44 ЖК РФ, не обладает правом найма специалистов по направлениям, связанным с управлением общим имуществом многоквартирного дома.
9. Жизненный цикл существования персонально избранного совета многоквартирного дома установлен диспозитивной нормой, закрепленной в ч. 10 коммент. ст., и равняется двум годам. Совет может досрочно прекратить свою деятельность по двум основаниям, а именно:
- в случае принятия решения собственниками помещений о создании товарищества собственников жилья;
- в случае досрочного переизбрания общим собранием по причине ненадлежащего исполнения советом своих обязанностей.
В первом случае совет продолжает функционировать до формирования правления товарищества собственников жилья.
Во втором случае совет продолжает функционировать до формирования его нового состава.
10. Нормами, закрепленными в ч. ч. 11 и 12 коммент. ст., допускается создание в многоквартирном доме еще нескольких структур совещательного характера, призванных вырабатывать предложения, касающиеся деятельности по управлению указанным домом. В состав этих структур, именуемых комиссиями собственников помещений, могут входить только лица, имеющие в собственности помещения в данном доме. Количество таких комиссий не ограничено, равно как не ограничен и их персональный состав. Формула избрания комиссий советом дома законодателем не определена.
11. Правила коммент. ст. не содержат норм, которые бы устанавливали ответственность совета многоквартирного дома и его председателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. В этом, как представляется, кроется известная опасность, поскольку желающих безответственно "порулить" общим имуществом на общественных началах будет предостаточно.